Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 19.09.2018, 03:50

Добро пожаловать

Меню сайта
RSS
Переводчик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Здоровые отношения между родителями и подростком.

Вопрос о том, кто оказывает большее влияние не формирование личности подростка – его сверстники или родители, волнует не одно поколение психологов, педагогов и, конечно, самих родителей. Чаще всего родителям не хочется признаваться себе в том, что их ребенок начинает взрослеть, у него появляются собственные приоритеты в жизни, свои позиции по каким-то вопросам.

Здоровые отношения между родителями и подростком.

Вопрос о том, кто оказывает большее влияние не формирование личности подростка – его сверстники или родители, волнует не одно поколение психологов, педагогов и, конечно, самих родителей. Чаще всего родителям не хочется признаваться себе в том, что их ребенок начинает взрослеть, у него появляются собственные приоритеты в жизни, свои позиции по каким-то вопросам. И хотя подростковый возраст сам по себе считается конфликтным (не случайно его называют кризисным) нередко непреодолимые барьеры в отношениях между подростком и окружающими его взрослыми строятся именно стараниями родителей.
Чем хуже отношения подростка с родителями, тем больше он будет общаться со сверстниками, тем большее влияние будет иметь улица. Этот механизм, стоит запустить один раз, и остановить его будет очень сложно. Подростка обидели родители. Он отстраняется от них и уходит к сверстникам. Родителям это не нравится, они начинают ругаться и ставить условия. Подросток обижается еще больше, и его начинает тянуть из дома к друзьям с еще большей силой – там-то его понимают. Родители бьют тревогу: «Ребенок не учится! У ребенка на уме одни гулянки!». Сажают свое чадо на домашний арест. У чада зреет ненависть. Как он может сидеть дома, когда там, на улице, его возлюбленную вот-вот уведет старшеклассник!? Родители пытаются вразумить своего ребенка, проводят долгие воспитательные беседы по поводу того, как важно хорошо закончить школу и поступить в университет. Но подросток уже не слушает их. Зачем ему слушать тех людей, которые его не понимают? Они уже потеряли свой авторитет в его глазах. Они – враги.
Но бывает и по-другому. Для здоровых отношений между взрослыми и подростком характерно то, что влияние родителей и сверстников носит взаимодополняющий характер. И это очень просто. Главная трудность для родителей тут лишь в том, что нужно признать в своем ребенке взрослого (пусть еще и не вполне) человека, у которого есть свои взгляды, свои права.
Представьте, что в отношениях одного взрослого человека с другим, один начнет наставлять другого и требовать, чтобы тот делал так, как он говорит, не обращая внимания на собственные потребности и желания. Беседы не выйдет. Ущемленный в правах взрослый взбунтуется. Так почему же ваш сын или дочь должны следовать вашим требованиям (именно требованиям, а не советам), если у него (или у нее) другое мнение?
Вы можете ответить, что должны. Должны, потому что у вас больше опыта, вы лучше знаете жизнь. Но вернитесь в ту ситуацию, где взрослый разговаривает со взрослым. Разве слова «я прав, я лучше знаю» будут аргументом? Нет. Потребуются объяснения, разумные доводы. А если этот взрослый человек, которому вам нужно что-то доказать, еще и не уверен, стоит ли вас уважать, то сначала придется завоевать его уважение.
Вы можете возразить: «Но подросток это еще не взрослый человек». Да, он еще не взрослый. И именно поэтому вам и придется идти на уступки. Потому что вы – взрослый. Вы уже можете контролировать свое поведение и слова. Ваш опыт, который вы пытаетесь навязать своему ребенку, нужно направить в другое русло. Именно жизненный опыт позволяет вам находить, если это необходимо, общий язык с разными людьми, у которых могут быть какие угодно особенности характера. Пусть это будут возрастные особенности. Подростковые особенности характера. Что от этого меняется?
Вам понравится, если человек, который всячески демонстрирует свое пренебрежение, навязывал бы вам свои жизненные позиции? Это будет насилие. Так почему же в семье, в таком месте, где общаются самые близкие друг другу люди, нужно строить взаимоотношения на таком насилии?
Если у вашего ребенка своеобразный взгляд на какой-то вопрос (своеобразный – значит обусловленный его личностными особенностями, или по-другому его возрастными особенностями), вас же никто не заставляет соглашаться с ним. Как и при любом другом взаимодействии, от вас ждут лишь того, что вы выслушаете (а ведь вы близкие люди, поэтому выслушаете внимательно, подумаете над проблемой) и выскажете свое мнение, которое, возможно, поможет в решении проблемы. Или, по крайней мере, будет «повешено на крючочек» в голове и учтено в следующий раз, после того, как подросток поймет, что, не послушав совета опытного, взрослого человека, он не получил того результата, на который рассчитывал.
Лишь если ребенок поймет, что вы уважаете его, цените его мнение, он сможет уважать вас. Если вы будете раскрывать перед ним свой опыт в виде советов, а не навязывать насильно, он начнет его ценить. И, столкнувшись с действительно серьезной проблемой, побежит за советом и помощью не к друзьям, а к вам, как к более опытному и самому близкому человеку.
 
Часть2. Психология.
 
Мать и отец оказывают очень сильное влияние на личность подростка. Возрастными психологами установлено, что в глазах ребенка родители могут выступать в четырех разных позициях, «удельный вес» которых меняется по мере взросления ребенка:

1. Родитель – это источник эмоционального тепла и поддержки. Лишенный этого ребенок тревожно реагирует на окружающий мир, чувствует себя беззащитным и растерянным.
2. Родитель – это власть. Он является распорядителем благ и законодателем устоев. В его ведении находятся наказания и поощрения.
3. Родитель – это пример для подражания. Это воплощение лучших человеческих качеств.
4. Родитель – это друг, покровитель и опытный советчик.

Конечно, взаимоотношения родителей и ребенка должны включать в себя все эти четыре функции. Но в зависимости от возраста ребенка, та или иная функция доминирует, вытесняя на второй план все остальные.
С самых первых дней жизни ребенок нуждается в поддержке и опеке. Младенчество и раннее детство – это период формирования базисного доверия к миру. Поэтому в этот период развития ребенка доминирует первая функция, в которой родитель выступает, прежде всего, как источник эмоционального тепла и поддержки.
Постепенно на первый план начинает выходить вторая функция. Задачей родителей становится не только накормить ребенка и уложить его спать. Тут уже подключает воспитательный процесс. Появляется «можно» и «нельзя». А значит, появляются наказания и поощрения.
К младшему школьному возрасту начинает «лидировать» третья функция. Ребенок становится школьником, то есть приобретает собственную социальную позицию. Пример для подражания необходим для процесса социализации.
С наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая функция. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей и от установленных ими правил и порядков.
Соотношение выделенных психологами психологических функций родителей и их значимость для детей с возрастом меняется. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить.
Это предполагает необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей со своими детьми в сторону сотрудничества.
 
Часть 3. Статистика.

Подростковый возраст является переломным не только с личностной сфере, но и в сфере профессиональной. Профессиональное самоопределение – важнейшая часть жизни старшеклассника. Именно в этом возрасте происходит координация того, каким видит себя в настоящем и будущем подросток, каким его видят окружающие и каким он хотел бы быть.
Интересные данные по поводу того, как старшеклассники и их родители переживают этот период активного построения жизненных планов были представлены Т.М. Блиновой на IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения в 2005 году в исследовании на тему «
Перспективы будущего в переживаниях и мыслях старшеклассников и их родителей».
Основная предпосылка исследования состояла в том, что переживание перспектив будущего занимает центральное место в психической жизни старшеклассников.
В исследовании ставилась проблема, связанная с тем, что представления подростков о том, каким должен быть их профессиональный путь и взгляды их родителей на этот вопрос очень часто не совпадают, что становится источником конфликтов и непониманий. Такое несовпадение видения перспектив влечет за собой обостренное переживание проблем старшеклассниками.
Авторы исследования попытались выяснить, что же лежит в основе этих разногласий. Для этого в задачи исследования входило:
1. Оценка родительской компетенции. Предполагалось выяснить, насколько хорошо взрослые осведомлены об особенностях психики подростка, насколько глубоки их знания в области юношеской психологии.
2. Изучение видения родителей будущего своих детей.
3. Выявление проблем старшеклассников. Здесь была поставлена задача выяснить, являются ли переживания по поводу будущего действительно значимой проблемой для подростков.
4. Изучение переживаний старшеклассников, связанных с будущим. Это позволило провести соотносительный анализ остроты переживаний, а также сравнить позиции родителей и подростков.
5. Изучение некоторых личностных особенностей старшеклассников.
6. Изучение источников информации о профессиях и оценка влияния окружающих на выбор старшеклассниками профессии.
Психологи не случайно уделяют большое внимание изучению переживаний подростков и родителей по поводу перспектив на будущее. Проблемы в этом вопросе испытывают очень многие. Ученые разрабатывают эту область, но до практики чаще всего так и не доходит. Получается так, что наука работает сама на себя, вместо того, чтобы работать на тех, для кого, собственно, и выявляются все эти данные. Результаты пропадают в архивах, и не учитываются теми людьми, для помощи которым они, действительно, предназначались.
Мы не будем приводить полностью все данные, которые были получены в результате исследования. Но хотелось бы выделить несколько моментов, которые могут заинтересовать родителей старшеклассника и помочь избежать конфликтов.
Хочется обратить внимание на то, что по данным опроса большинство проблем в общении между подростком и его родителями вызвано именно тем, что родители не достаточно хорошо знают особенности подростковой психологии, или просто не хотят считаться с переживаниями подростка.
Об этом говорит и то, что сами подростки жалуются на то, что родители их не понимают. В ходе работы с ответами родителей выяснилось, что многие родители даже не знают, что конкретно беспокоит их детей и на что они жалуются. Не удивительно, что мнения родителей по поводу переживаний подростка, видение его проблем не совпадают со взглядами на эти проблемы самого подростка.
В переживаниях самих старшеклассников, по данным исследования, отразились растерянность и тревога по поводу будущего. Только трое из десяти подростков показали низкий уровень тревожности по этому вопросу. Это значит, что для семи из десяти старшеклассников проблема профессионального самоопределения решается довольно мучительно.
Здесь важно учесть, что сопоставляя показатели тревожности с личностными особенностями старшеклассников, авторы исследования заметили, что у тех подростков, для которых проблема выбора будущей профессии еще не решена, характерен ряд особенностей, которые напрямую связаны с проблемой. Главные из этих особенностей:
- низкий уровень сформированности Я-концепции. То есть подросток еще не понял кто он такой. Он еще не встал твердо на ноги.
- заниженная самооценка.
О чем это должно говорить родителю, наверное, уже понятно. Результаты этого исследования показывают многие родители видят в своих детях больше недостатков, чем достоинств, считают, что им не хватает трудолюбия, упорства, целеустремленности в достижении цели, уверенности в своих силах. Но вместо того, чтобы упрекать ребенка, стоит уделить внимание его поддержке. Постоянные обвинения и наказания лишь способствуют занижению самооценки. Контроль над действиями тормозит развитие я-концепции.
Примечательно то, что у трех подростков из десяти, которые имеют четкую позицию по поводу профессионального самоопределения, взгляды на будущее совпадают с родительскими. В этих случаях для отношений между подростком и родителями были характерны тепло и уважение. Это те семьи, в которых родители поддерживают своих детей, считаются с их мнением, гордятся их личностными и деловыми качествами.
Вход

Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив новостей

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz